В 2016 году экономика Украины оттолкнулась от дна, впервые за два года продемонстрировав положительный результат. Его обеспечили стабилизация курса гривны, замедление инфляции и рост внутреннего спроса. Однако причин для ее устойчивого восстановления становится все меньше на фоне транспортной блокады неподконтрольных Киеву территорий и усложнения требований международных кредиторов.
В 2016 году экономика Украины вернулась к росту на уровне 2,3%, пережив трехкратную девальвацию национальной валюты, сравнимый с девяностыми спад ВВП (на 7% в 2014 году и 10% в 2015 году) и рекордную за 20 лет инфляцию. Этому способствовала политика гибкого валютного курса Нацбанка (к концу 2016 года курс стабилизировался на уровне 27,2 гривны/$, просев за год на 14%), на фоне которого инфляция замедлилась до 12,4% с пика в 61% в апреле 2015 года.
Согласно данным Укрстата, восстановление экономики страны началось со второго квартала, к четвертому кварталу 2016 года его темпы достигли 4,8% против 0,1% в первом квартале года. Основной источник восстановления — внутренний спрос, который увеличился в 2016 году на 6,4% после спада на 13,3% в 2015 году, тогда как чистый экспорт стал отрицательным — минус 4,1% против роста на 3,5% в 2015 году на фоне падения импорта.
Благодаря увеличению экспорта зерновых и масла впервые почти за шесть лет экспорт в четвертом квартале вырос в годовом выражении на 9,7%. Впрочем, инвестимпорт рос значительно быстрее, что заметно ухудшило торговый профицит страны в 2016 году. По мнению МВФ, гибкий режим обменного курса и урезание госрасходов в 2016 году позволили резко сократить внутренние и внешние дисбалансы — так, дефицит текущего счета сократился с 9% ВВП в 2013-м до 3,6% в 2016-м, а резервы удвоились до $15 млрд (хотя по меркам МВФ этого по-прежнему недостаточно). Фискальный дефицит, включая квазигосударственные долги энергокомпаний, сократился с 10% ВВП в 2014-м до 2,3% ВВП в 2016 году (этому способствовало в основном повышение тарифов до рыночного уровня).
Итоги 2016 года позволяли правительству ожидать ускорения роста до 3% в 2017 году. Но начавшаяся в январе 2017 года транспортная блокада неподконтрольных Киеву территорий, которая уже привела к сокращению выпуска промышленности в январе--феврале 2017 года, заставляет экономические власти пересматривать прогнозы. В конце марта 2017 года Нацбанк Украины ухудшил свой январский прогноз с 2,8% до 1,9% "в связи с временным прекращением перемещения грузов через линию разграничения в Донбассе". В НБУ предполагают, что блокада Донбасса будет стоить экономического росту 1,3 процентного пункта (п. п.), что лишь на 0,4 п. п. будет компенсировано улучшением внешнеэкономической ситуации. После этого о предстоящем снижении прогноза заговорили и в правительстве.
За последний месяц заметно хуже стали и прогнозы внешних наблюдателей в отношении Украины. Так, агентство Fitch не видит оснований для увеличения экономики страны более чем на 1% в 2017 году. МВФ, который на прошлой неделе одобрил выделение Украине четвертого по счету транша в размере около $1 млрд (всего страна уже получила $8,4 млрд из программы в $17,5 млрд, до конца года в Киеве ожидают еще $5,4 млрд), как Всемирный банк, снизил свой прогноз на 2017 год до 2%.
Из шести крупных реформ, необходимых Украине, МВФ пока отмечает прогресс только в двух — тарифной и финансовой.
Впрочем, главное, что волнует кредиторов,— это отсутствие заметного прогресса в реформах. В 2016 году они коснулись лишь энергосектора и финансовой системы. В отношении приватизации госактивов, земельной и пенсионной реформ (их безотлагательная реализация стала основным условием получения четвертого транша) и борьбы с коррупцией пока принято недостаточно мер, а негативные экономические последствия коррупции в последние годы росли, отмечают в МВФ. По оценкам фонда, экономика Украины может приблизиться к европейским показателям к 2040 году, если уровень коррупции в стране упадет до уровня среднего по ЕС, если же прогресса не будет, масштабы взяточничества в стране рискуют подорвать перспективы экономического развития (см. график).
В то же время во Всемирном банке заключают, что приоритетом является пенсионная реформа — за чертой бедности в стране живет 70% пенсионеров.
С фискальной точки зрения она крайне важна — 11% ВВП государства тратится через Пенсионный фонд, только половина из этих средств покрывается пенсионными взносами населения,— заявила директор Всемирного банка по делам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен.
Вторая по значимости — земельная реформа: открытие земельного рынка может стать толчком к привлечению инвестиций. Третий приоритет — реформа здравоохранения: из-за преждевременной смертности и инвалидности теряется почти шесть лет продуктивной жизни, указывает госпожа Кахконен. Борьбу с коррупцией в ВБ поставили на последнее место среди приоритетов, указав фактически, что политической воли к ее реализации пока нет.