Арбитражный суд Гааги, присудивший в июле 2014 года $50 млрд бывшим акционерам ЮКОСа, не имел юрисдикции в отношении этого дела. Такое решение принял Окружной суд Гааги, куда Россия обратилась с жалобой по этому делу в январе 2015 года.
Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате $50 млрд полностью удовлетворена,— сказал «Интерфаксу» глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков, добавив, что апелляционный суд установил, что в компетенцию арбитража не входило рассмотрение исков подобного рода.
«Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций»,— завил господин Кондаков.
Выплатить издержки, понесенные Российской Федерацией в ходе этих разбирательств и предварительно оцененные в €16,8 тыс.,— говорится в решении гаагского суда.
Решение о взыскании с России в пользу бывших акционеров ЮКОСа $50 млрд было принято в июле 2014 года гаагским арбитражем. В такую сумму компенсации третейский суд оценил нарушение прав иностранных инвесторов, выраженное в экспроприации активов нефтекомпании. Россия это решение оспорила, подав в январе 2015 года ходатайство о его отмене в Окружной суд Гааги.
Представители России в суде настаивали на том, что третейский суд в Гааге не имел полномочий рассматривать этот спор, так как Энергетическая хартия не была ратифицирована Россией. Акционеры обанкроченной нефтекомпании, по мнению России, являются не иностранными инвесторами, а российскими гражданами, использующими подставные фирмы для владения акциями. Кроме того, России настаивала, что во время рассмотрения спора были нарушены процессуальные нормы: Гаагский арбитраж вышел за пределы своего мандата. Еще одним аргументом было то, что в январе 2016 года Апелляционный суд Швеции признал, что у Стокгольмского арбитража не было компетенции взыскивать с России $2 млн компенсации за экспроприацию ЮКОСа по иску испанских инвестфондов в 2012 году.
Истцы уже начали приводить решение арбитража в исполнение. В июне 2015 года в Бельгии было арестовано имущество российских банков, зарегистрированных в Бельгии, российских представительств, отделений негосударственных организаций, СМИ, а также активы регулирующей воздушное движение над Европой организации Eurocontrol. Как сообщал «Прайм», всего под арестом оказались активы 47 учреждений. РФ в ответ вызвала в МИД бельгийского посла Алекса ван Меувена для вручения протеста. Михаил Ходорковский тогда заявил, что «рад арестам имущества нашей бюрократии в Бельгии». Россия уже обжаловала это — ожидается, что слушания пройдут в октябре—ноябре 2016 года.
В середине июня 2015 года процесс продолжился во Франции. Глава ВТБ Андрей Костин сообщал, что правоохранительные органы страны арестовали счета российских компаний во французском дочернем банке. В нарушение международных договоров французские приставы заморозили даже счета дипмиссий, но вскоре сняли эти ограничения. Во Франции были арестованы и счета МИА «Россия сегодня». Зимой стало известно, что акционеры ЮКОСа сумели арестовать платежи французских Arianespace, Eutelsat и Air France своим российским контрагентам, участок площадью 4,7 тыс. кв. м в центре Парижа, где строится православный центр, 7,5% акций Euronews (принадлежат ВГТРК), средства ФГУП «Госзагрансобственность», финансовые гарантии «Рособоронэкспорту» за срыв поставки кораблей «Мистраль» и акции Eutelsat (более 3%), принадлежащие ФГУП «Космическая связь». По разной информации, всего во Франции было произведено около 150 арестов, которые РФ обжаловала.
По жалобам России французские суды уже сняли ряд арестов. Так, суд большой инстанции в городе Эври 12 апреля освободил $300 млн, которые Arianespace должна заплатить Роскосмосу за поставку ракет-носителей типа «Союз», через несколько дней суд большой инстанции Парижа снял обеспечительные меры со счетов МИА «Россия сегодня» и разморозил $400 млн, которые Eutelsat должен был перечислить в пользу ФГУП «Космическая связь» за использование спутникового ресурса предприятия. Экс-акционеры ЮКОСа уже оспорили снятие этого ареста в апелляционной инстанции, поэтому средства де-факто пока не могут быть переданы по назначению.
В других юрисдикциях процесс признания и приведения в исполнение решения арбитража занял куда больше времени. Например, в США российские активы могут быть арестованы только после признания решения в национальном суде. Соответствующее обращение экс-акционеров ЮКОСа сейчас рассматривает суд округа Колумбия, куда в декабре 2015 года РФ направила свои последние возражения. Помимо нарушений при уведомлении об арбитраже и недействительности арбитражного соглашения Россия в американском суде ссылается на фиктивность компаний-держателей акций ЮКОСа и незаконность приобретения акций нефтекомпании на залоговых аукционах. Таким образом, выплата компенсации будет «оправдывать мошеннические и незаконные действия со стороны заявителей и их аффилированных лиц», что противоречит практике судов США, настаивают адвокаты РФ. В подтверждение этой позиции российская сторона представила в суд округа Колумбия свидетеля, который ранее уже давал показания по первому уголовному делу ЮКОСа.
Аналогичные процессы начаты в Великобритании и Германии. Об арестах российского имущества в этих странах пока не сообщалось. Зато 13 апреля стало известно, что экс-акционеры ЮКОСа обратились в суд Нью-Дели с целью признания и приведения в исполнение решения арбитража в Индии, рассчитывая найти там «существенные активы» РФ и арестовать их. Индия стала седьмым известным и пока последним государством, в суд которого обратились экс-владельцы ЮКОСа.
Дарья Коржова