Следственный комитет России (СКР) объявил, что в рамках расследования так называемого базового дела ЮКОСа были получены доказательства того, что нефтяная компания была приватизирована с нарушениями. В связи с этим, считают в СКР, последние владельцы акций ЮКОСа не имели права обращаться в Гаагский международный арбитраж с иском о нарушении их прав.
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, приватизация ЮКОСа в 1995 году была проведена с нарушениями конкурентного и антимонопольного законодательства. Тогда для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Михаила Ходорковского представила фактически принадлежащие ему ЗАО «Лагуна» и ЗАО «Реагент», утверждая при этом, что эти общества являются самостоятельными юридическими лицами. В конкурсе и аукционе победила «Лагуна», однако оплата за акции была произведена за счет средств акционерного банка МЕНАТЕП, основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков. У «Лагуны» же, установило следствие, собственных средств не имелось. При этом МЕНАТЕПу оплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили. Таким образом, по версии следствия, акции были получены Михаилом Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, то есть фактически похищены.
При этом господин Ходорковский, считают в СКР, приобретя акции ЮКОСа по заниженной стоимости, пообещал вложить в развитие нефтяной компании $350 млн, но, как установило следствие, так и не сделал этого. Более того, утверждают в СКР, чтобы запутать следы и исключить возможные риски по признанию сделок с акциями ЮКОСа незаконными, ценные бумаги неоднократно переоформлялись сначала между российскими юридическими лицами, а затем были оформлены на иностранные компании. В конечном итоге владельцами акций ЮКОСа стали компании «Халлей Энтерпрайзис Лимитед», «Юкос Юниверсал Лимитед» и «Ветеран Петролеум Лимитед», зарегистрированные на Кипре и острове Мэн. Все эти компании были также подконтрольны господину Ходорковскому, считает следствие, и оплата за акции отражалась лишь в документах для видимости, а фактически отсутствовала. По словам господина Маркина, у следствия есть показания свидетелей — директоров компаний, которые подтверждают, что не имели никакой самостоятельности, а лишь выполняли указания собственника о том, как распорядиться акциями, и что они просто передавались от одной компании другой.
Исходя из этого, в СКР считают, что ни компании «Халлей Энтерпрайзис Лимитед», «Юкос Юниверсал Лимитед», «Ветеран Петролеум Лимитед», ни сам Михаил Ходорковский не делали никаких инвестиций, потому как первоначально акции были похищены. Поэтому указанные компании не являются инвесторами и не имели права обращаться с иском в Гаагский международный арбитраж в связи с нарушением их прав как инвесторов. При обращении в этот арбитраж была нарушена процедура, и, соответственно, решение суда не подлежит исполнению. Более того, считают в СКР, Михаил Ходорковский, получив акции у государства без внесения инвестиций, то есть фактически украв, в настоящее время пытается вновь обмануть РФ, взыскав с нее дополнительно еще $50 млрд.
Доказательства, которые Россия собирается использовать в судах, чтобы попытаться отбить многомиллиардный иск, были получены СКР в рамках расследования так называемого базового дела ЮКОСа, которое было возбуждено еще в марте 2003 года в отношении бывших основных акционеров и руководителей нефтяной компании по факту хищения ими нефти дочерних нефтедобывающих предприятий и ее реализации, а также легализации денежных средств, вырученных от реализации похищенного (ч. 3 ст. 160, ч. 3 ст. 174.1 УК РФ). Срок следствия по нему в последний раз был продлен до лета текущего года.
«Приобретение акций ЮКОСа было произведено с соблюдением всех юридических процедур. Я сейчас точно не назову цену, но она была адекватной, и информация о всех залоговых аукционах, которые проходили 20 лет назад, какие компании там участвовали, является открытой»,— сказала, в свою очередь, «Интерфаксу» пресс-секретарь Михаила Ходорковского Ольга Писпанен.